11.02.2014
Хранители домашнего очага
Возводя стены своего дома, наши предки были уверены, что ставят оборонительную черту, через которую не посмеют переступить любая нечистая сила. При этом обязательно совершались специальные ритуалы, использовались русские народные обереги, которым отводилась роль защиты дома и его обитателей. Внутри дома и во дворе хозяина и его домочадцев хранил домовой и другие, не менее важные духи.
История появления этого основного хранителя давняя, и по своему назначению такие помощники делились. Кто в доме жил – тот присматривал за печью, за порядком звались частенько иносказательно: Соседушка, Доброхот. Те, кому отведена была роль хозяйничать во дворе, тех называли дворовыми.
Дворовой по виду похож на домашнего духа, на домового, только шерсть у него погуще, и характер скверный. Все неприятности со скотиной – это его «шуточки», дружить он мог только с собаками да козлами. Чтобы не злить дворового, уберечь живность от его шалостей, вешали в сарае тело убитой сороки, их домовик обходит стороной. Если рождается теленок или появились ягнята, хозяева забирали их в дом, так было спокойней, что дворовой не сделает маленьким животным ничего плохого.
Крестьяне всегда старались угостить, прикормить домового, а живущему во дворе делали тоже подарочки: кусок хлеба, цветные кусочки материала, блестящие вещицы.
А вот за овином, где хранилась солома и сено, следил другой дух – овинник, ему-то была отведена главная роль крестьянском хозяйстве, от его острого глаза зависело, чтобы не всполохнула сухая солома. Но если и случалась такая беда, то роль виновника отводилась чужому овиннику.
Самая богатая на тайны была в хозяйстве баня. В старой России бани топили по-черному и имели они славу дурную. Собираясь в баню, селяне старались не забыть снять нательный крест, так как боялись обидеть банных духов, а самым популярным духом в русской бане был банник. Характер у него был не очень доброжелательный, он не любил, когда парились, не выносил высокую температуру и пар, и уходил на это время. Этого духа старались задобрить черной курицей, принося ее в дар. После купания оставляли баннику мыло, веничек и немного воды в кадке. В банях боялись ночевать, даже проходящие странники не хотели рисковать, зато там проводились очень обстоятельные гадания.
Была в российской избе еще одна хранительница – кикимора. О ней мало сохранилось данных, но говорят, что она была насколько полезной, настолько и злой дамой. По рассказам, обитала кикимора, как в домах, так и в хлеву, где жила скотина, в лесах, в рощах. Народ наделил ее своеобразным обликом: это женщина маленького роста в русском сарафане, на голове у нее или шишига (головной женский убор), или она – лохматая, с растрепанными волосами, откуда торчали маленькие рожки. Страшненькая, с глазами навыкате – она была лучшей подружкой домового. Обитала кикимора за печью, в темном сыром углу, если она жила в доме, и никто ее никогда не видел. Но если случится, что ее увидели в доме – быть большой беде и самое действенное средство – освященный крест и молитва.
К людям относилась двояко – она приветствовала трудолюбивых, старательных женщин. В течение ночи она следила, чтобы тесто не «убежало», перемывала оставленную невзначай посуду, баюкала деток, чтобы хозяйка могла отдохнуть. А вот лодырей кикимора недолюбливала, как могла вредила им, делала все возможное, чтобы лентяйку вообще выжить из дома.
Большая шалунья, кикимора могла продолжить отложенную крестьянкой ручную работу, тогда уж рукоделие никогда не сможет хозяйка закончить. От «услуг» этой вредины можно избавиться, есть для этого проверенное средство: найти в лесу корень горького папоротника, сделать настойку и всю посуду в доме перемыть этим средством. За это кикимора могла все простить и больше не досаждать хозяйке.
К проделкам кикиморы относят болезни курей в некоторых дворах – это когда куры сами щиплют себе перья, «раздеваясь» догола. От бед, которые могла она натворить в курятнике, крестьяне вешали амулет – камень с дырочкой. Не оставляла в покое кикимора лошадей и овец, гоняла их всю ночь.
Все эти хранители были неотъемлемой частью быта.