13.05.2014
Японский фарфор
В самой Японии к керамическим изделиям относятся с почтением и пониманием. Долго в Японию фарфор завозили из Китая, так как своего производства не было по причине отсутствия сырья – глины с высоким содержанием каолина.
Для истории развития фарфорового производства в Японии может быть интересно то, что японский сёгун Тойотоми Хидейоши в конце 16 столетия не единожды «посетил» соседнюю Корею, и в результате в плен были взяты несколько человек – специалистов высокой квалификации – гончаров. Пленные поселились на острове Кюсю, они оказались действительно специалистами, так как скоро у основания горы Идзумияма было найдено первое месторождение нужной глины.
История свидетельствует, что довольно быстро, уже в 1610 году, поселок Арита на острове Кюсю стал производить фарфор, причем очень высокого качества. Изделия стали предметом экспорта, это был первый сине-белый «Старый Имари» – подражание китайским и корейским фарфоровым изделиям, уже популярным в то время за пределами Азии.
Не меньшее значение в истории развития фарфоровой промышленности в Японии имеет остров Хирадо, там тоже начала развиваться эта отрасль не без участия корейцев. В 30-х годах 18 века там была найдена каолиновая глина, мастера получили в это время привилегии, и постепенно марка фарфора Хикадо стала настолько значимой, что его преподносили в качестве подарка даже императору. Уже в конце 18-го столетия японский фарфор очаровал всех, у него появился свой стиль, легко узнаваемый: кобальт стал насыщенней, ярче, сам фарфор стал белее, в рисунок стали включать изображения людей.
19 век стал для японского фарфора наиболее результативным, к этому времени он был уже популярен не только в Европе, но и в Америке. Трудно было противостоять китайским изделиям, которые этот рынок освоили давно, и уступать первенство не собирались.
А японцы и не стремились к лидерству, поэтому они старались не отступать от устоявшихся китайских традиций и научились их отлично имитировать. Чтобы создать здоровую конкуренцию свои соседям, японские мастера освоили технику резьбы, гравировки, стали появляться элементы прикладного характера. Так постепенно они отошли от китайских традиций и приобрели свой подчерк и стиль: белая блестящая посуда отличалась необыкновенным изяществом и приобрела огромную популярность на Западе. Так, благодаря здоровой конкуренции с китайскими мастерами, японские гончары создали престиж своим изделиям и вывели японский фарфор на просторы рынка Запада – там ему равных не было ни в техническом, ни в художественном отношении.
Сегодня японский фарфор ценится также высоко, технологии его производства постоянно совершенствуются, а изделия не перестают поражать новыми формами и качеством и все большее число поклонников считают за честь иметь в доме такое украшение, как изделие из японского фарфора. Такие изделия не назовешь другим словом, как произведение искусства, вершиной совершенства.