16.12.2014
Китайский фарфор
Китай подарил миру много очень ценных открытий, одно из них – фарфоровое производство. Английское название Китая China переводится, как фарфор. Можно смело утверждать, что Его величество фарфор является венцом традиционного прикладного искусства этой страны.
История производства изделий из фарфора в Китае насчитывает уже более 3 тысяч лет и на протяжении нескольких веков мир поклонялся только китайскому фарфору, пока не открылись собственные мануфактуры в Англии, Германии, Франции. Те редкие вещи, которые видела Европа, были изготовлены только здесь, в Китае.
Фарфоровые изделия в огромных количествах везли купцы из Голландии и Португалии. Тогда этот товар был особенно в цене, называли его «имари», а на форси «фарфор» означает «императорский». И не зря, ведь такую посуду могли иметь только члены императорской семьи.
Секреты производства фарфора очень долгое время тщательно охраняли, предприятия имели вооруженную охрану. По своей ценности фарфор приравнивался к стоимости золота.
За что же ценились фарфоровые изделия из Китая?
Особенная мелодичность, качество цвета, декор, даже прозрачность – это ответ на вопрос. Достигалось все это, благодаря особенностям каолина, который составлял основную массу фарфоровой смеси, как наполнитель. Заготовленную массу выдерживали около 10 лет – мастера считали, что таким образом она будет иметь большую пластичность. После 10 лет выдержки фарфоровую массу тщательно и долго отбивали, иначе она рассыпалась в руках, и вылепить невозможно было что-то.
Древние мастера ставили на обжиг фарфоровые изделия при температуре 1280 градусов в специальных капсулах. Печь протапливали дровами, заполняли сырыми изделиями доверху, вход замазывали, оставляя малюсенькое оконце для наблюдения за процессом. Процесс завершали на третьи сутки, но изделия остывали, оставаясь в печи. Все изделия из фарфора делались вручную, и на каждое из них нужен был труд 80 человек.
На готовые изделия в несколько слоев наносили глазурь, чтобы посуда имела свой неповторимый блеск. Для нанесения рисунка применялись кобальт и гематит, эмаль для рисунка китайцы стали использовать только в семнадцатом веке. В росписи изделия принимали участие несколько художников, тематикой служили фигурки людей, пейзажи, орнаменты.
Самые первые белые изделия отличались зеленоватым оттенком. Роспись тоже была в основном зеленого цвета, поэтому ваза, чайный сервиз и другие изделия такого качества относятся к 1700 году. Много позже в фарфоре стал преобладать розовый цвет, что послужило возникновению «фарфорового розового семейства». Этапы развития фарфорового производства в Китае носят имена династий правления императоров тех периодов времени, так как развитие мануфактуры связано с этим напрямую. 1500 год известен тем, что технологию производства фарфора у китайцев позаимствовали японцы.
Качество китайского фарфора, несомненно, самого высокого уровня, на него равнялись производства европейских предприятий, японских мануфактур, корейских производителей. Только уже значительно позже, когда были освоены основные технологические процессы, такие известные производители в Европе, как Германия, Англия стали делать свою роспись на изделиях, подчеркивая уникальность, индивидуальность и особенность своих изделий. Китайцы до сих пор успешно выпускают большое количество красивейших сервизов, ваз, статуэток, посуды из уникального фарфора. За эти годы многое изменилось в росписи этих изделий, но в основном все технологические процессы выполняются вручную и спрос на них не иссякает.